Жуйков Виктор Викторович Научные публикации

Об игровых технологиях в обучении

Аннотация

Рассматриваются игровые технологии в обучении, их классификация и роль в педагогическом процессе. Приводится краткая характеристика видов игровых технологий.

Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов неразрывно связано с проблемой повышения мотивации обучения за счет активизации познавательной деятельности студентов, которая в высшем учебном заведении приобретает всё большее значение. Увеличение или уменьшение процента определённых используемых технологий обучения может способствовать учебному процессу.

В педагогике вместе с другими технологиями, такими как тренинги, проектные методики, разбор конкретных ситуаций, широко применяются деловые и ролевые игры, что не только способствует более глубокому решению проблемы профессионального обучения, но и обеспечивает дальнейшее общее социальное развитие личности путем таких средств и методов, которые формируют у человека способности исследовательского и творческого отношения к окружающей действительности [1].

При проектировании образовательных технологий студентов с целью реализации принципов дидактики развивающего обучения широко используются игровые методики, при этом процесс образования становится не столько процессом передачи предметных знаний, сколько процессом управления развитием личности обучаемого. Игровую деятельность можно охарактеризовать как процесс организации сознательной деятельности, который основывается на рефлексии и активных поисковых действиях, связанных с игровой ролью, игровыми функциями или сюжетом. Компоненты игровой деятельности формируют у студента исследовательское и творческое отношение к действительности, опираясь на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. [1]

По мнению Бордовской [1], педагогические игры можно классифицировать следующим образом:

— деловые;

— организационно-деятельностные;

— инновационные.

Остановимся на характеристике каждой из них.

Деловая игра представляет собой воссоздание будущей профессиональной деятельности обучаемого, моделирование таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. С помощью описания воспроизводятся типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Знания и умения усваиваются обучающимся в контексте профессии.

В процессе игры осваиваются [2]:

— нормы профессиональных действий;

— нормы социальных действий.

Организационно-деятельностные игры как особая форма организации и метод возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления [3].

В «классическом» варианте организационно-деятельностная игра применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Подготовку и проведение игры осуществляет группа специалистов, сочетающих знания в области, задаваемой темой игры.

Инновационные игры в педагогическом процессе выполняют прежде всего развивающую задачу. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Чтобы организовать их действия, необходимо выявить способы действий участников. Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации [4].

Внедрение в учебный процесс педагогических игр возможно путём пересмотра рабочих программ и внесения изменений в практические занятия с помощью модификации форм проведения, заданий.

Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия. Внедрение в педагогический процесс большего числа имитаций профессиональной деятельности с помощью игровых ситуаций будет способствовать лучшему усвоению материала и повышению мотиваций в обучении.

Библиографический список

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2000, — 304с.
  2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России,1996, — 640с.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. — Минск: Университетское, 2000, — 560с.
  4. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: учеб. пособие. – Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993 — 107c.

Жуйков В.В. Об игровых технологиях в обучении [Текст] / В.В. Жуйков // Информационные системы: Теория и практика: сб. науч. работ. Вып. 2. — Курск, 2011. С. 152-154. - 0,11 п.л.

Страница Жуйкова Виктора Викторовича

Важно

Указывайте ссылку на научную публикацию, если вы её воспользовались.