Жуйков Виктор Викторович Научные публикации

Актуальные вопросы организации высшего образования

Традиционно принятый сценарий среди поступающих в высшие учебные заведения в большинстве случаев сводится к выбору наиболее приемлемого варианта получения образования, где отправной точкой считается финансовый вопрос как с точки зрения выбора профессии, так и с точки зрения подготовки к будущим единым государственным экзаменам. Неслучайным явлением становится растущее количество профессионально незаинтересованных обучающихся. Данная проблема является достаточно многогранной, где к причинам можно отнести вопросы экономики, хозяйственной деятельности человека, географического положения региона, особенности уклада жизни местного населения. В большинстве своём задачу борьбы с профессиональной непригодностью считают нерешаемой. Тем не менее это не значит, что проблему следует скрывать и не предлагать пути выхода из сложившейся ситуации.

Проблема образовательного процесса не может быть оставлена в стороне, так как вопрос профессиональной дезориентации является очень важным. Множество будущих дипломированных специалистов завершает своё обучение, полностью разочаровавшись в выбранном направлении. Многие зададутся вопросом поиска работы, зачастую не являющейся их профилем. Естественной реакцией управленцев будет претензия к работникам высшего образования, которые, по их мнению, не заинтересовали, не привили, не дали необходимых знаний. В силу сложившихся условий преподаватели являются заложниками этой ситуации.

Одним из вариантов улучшения обстоятельств, окружающих абитуриента, является изменение правил приёма в высшее учебное заведение. Например, в американской системе высшего образования абитуриент сначала поступает в учебное заведение и только потом определяется с выбором дальнейшей специальности. Также у студента имеется выбор из широкого спектра предлагаемых курсов обучения, которые отвечают самыми различными интересами, и возможность углубленного обучения выбранной специальности.

Одним из устранимых факторов мог бы быть отказ от планового приёма и выпуска специалистов в масштабе страны. Наличие данного факта вынуждает многих абитуриентов поступать на те специальности, на которые они бы не пошли, имея свободу выбора. Высшим учебным заведениям не приходилось бы прибегать к всевозможным уловкам при наборе, тем самым зачастую не вводя в заблуждение будущих обучающихся. Плановый приём должен был бы корректироваться на основе регионального рынка труда. Мониторинг спроса квалифицированных кадров показывает, что по некоторым специальностям ощущается нехватка, но тем не менее заявка на подготовку данных направлений со стороны государства не поступает. С одной стороны, присутствует спрос, с другой стороны, экономические факторы не позволяют заполнить пробел. Недостатком прямой связи биржи труда и выделением бюджетных мест в высших учебных заведениях является временная задержка на несколько лет в подготовке кадров.

Развивая тему разрешения проблемы, следует рассмотреть возможность использования зарубежного опыта ввиду процесса интеграции отечественной науки в мировое образование. Прикрепление студента к советнику по траектории обучения позволит первому справиться со сложностью выбора тех или иных дисциплин в своей будущей специализации. Обязательным условием является возможность реализации индивидуальных учебных программ в рамках образовательного учреждения. Вопросы исследования проблемы формирования образовательных стратегий затронуты в работах Ф.Я.Залевской, А.С.Гаязова, Ф.Ш.Терегулова, А.П.Тряпицыной.

Кардинальным способом улучшения приёмной компании может быть полный отказ от вступительных экзаменов в пользу минимального порога окончания предыдущих этапов обучения. В свою очередь, обязательным составляющим данного предложения является тотальный отсев по показателям успеваемости во время пребывания в высшем учебном заведении. Однако, предложенный вариант возможен только в случае устоявшегося положения вещей в образовании.

Таким образом, влияние на решение проблемы подготовки кадров можно разделить на изменение правил:

1) приёма;

2) образовательного процесса.

Если использовать их в комплексе, то результат будет гораздо эффективнее. Будет разумно не ожидать бонуса в первые 2-3 года, так как трансформация это длительный процесс. Нельзя забывать и о сложностях, среди которых будет нежелание людей адаптироваться к новым условиям.

Предложенные меры не претендуют на полноту необходимых модернизаций, однако шаги на пути к повышению мотивации и качественной подготовке будущих специалистов необходимы и имеют право на существование.


Жуйков В.В. Актуальные вопросы организации высшего образования [Текст] / В.В. Жуйков // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. 13 марта 2014г.: в 2 ч. Ч.2 / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 59-61. - 0,12 п.л.

Страница Жуйкова Виктора Викторовича

Важно

Указывайте ссылку на научную публикацию, если вы её воспользовались.