В последнее время активно обсуждаются шаги министерства образования в направлении модернизации всей отрасли, включая и высшее профессиональное образование. Правительством выдвигаются новые требования как к учебным заведениям так и к работникам, вовлечённым в процесс подготовки выпускников. В связи с этим значительно повышается нагрузка на весь педагогический состав. Для обеспечения качественного решения новых вызовов требуется принципиальная модернизация всего учебного процесса, где вопросы информатизации являются всё более актуальными.
В плане материально-технического обеспечения необходим кардинальный пересмотр всей базы средств, имеющийся в распоряжении организации. Выделим несколько требований, позволяющих добиться приемлемого уровня в организации учебной деятельности:
1. Наличие собственной разветвлённой локальной сети между всеми персональными компьютерами в учреждении.
2. Наличие постоянного устойчивого широкополосного доступа к глобальной сети Интернет, в том числе и посредством технологии WI-FI.
3. Достаточное наличие оборудованных аудиторий для проведения занятий.
4. Наличие собственного файлового сервера, в том числе и для резервного копирования для повышения надёжности.
5. Наличие персональных электронно-вычислительных устройств у сотрудников для работы.
Аудитории для проведения занятий требуют отдельного пояснения. Здесь под данным условием подразумеваются не обязательные специально оборудованные лаборатории или помещения для тех или иных направлений подготовки, а специально модернизированные аудитории для проведения интерактивных занятий. Сюда можно отнести наличие интерактивных досок, проекционного оборудования, устройств воспроизведения звука. Следует обратить внимание, что «достаточное наличие» означает, что каждое занятие может быть проведено без какого-либо вмешательства в график учебного процесса для всех обучающихся, и их проведение не должно быть сопряжено с тотальной загрузкой подобных аудиторий, а, следовательно, с дефицитом.
Персональные электронно-вычислительные устройства у сотрудников повысят их производительность, они, например, могут позволить оперативно пополнять информацию об успеваемости обучающихся.
В качестве программных решений можно предложить несколько следующих рекомендаций для улучшения образовательной деятельности:
1. Использование собственного почтового сервера.
2. Использование служб мгновенных сообщений.
3. Использование программных комплексов для мониторинга качества образования.
4. Использование программных комплексов для поддержки учебно-методической деятельности.
Собственный почтовый сервер не является прихотью организации, так как вопросы информационной безопасности должны быть не последними при функционировании системы. При этом следует уделить внимание и адаптации сотрудников к работе с почтовыми интерфейсами, что далеко не последняя составляющая успешного обмена информацией.
Использование служб мгновенных сообщений повысит оперативность в выполнении поставленных задач и реализации намеченных целей. Достаточно частой задачей является оповещение определённых групп как сотрудников так и обучающихся короткой однотипной информацией.
Программные комплексы мониторинга качества образования должны быть основаны на современных разработках в области контроля достижений обучающихся. К ним можно отнести применение нейронных технологий в системе оценки качества знаний более подробно в [1,2].
Предложенные рекомендации являются базовыми шагами для обеспечения поддержки образовательной деятельности учебных заведений. Технический прогресс не позволит обойти данные вопросы для движущихся в ногу со временем и конкурентоспособных образовательных учреждений. Несмотря на постоянно обновляющийся рынок программно-технических средств, их необходимо внедрять и обновлять, а не ждать завершения этого процесса. Это позволит повысить информированность, производительность и оперативность сотрудников. Таким образом, для современных учебных заведений информатизация является неотъемлемой частью модернизации образовательных учреждений, позволяющей достойно выглядеть среди своих конкурентов и соответствовать запросам общества.
Список используемой литературы
Жуйков В.В. Информатизация ВУЗа как средство адаптации к новым требованиям [Текст] / В.В. Жуйков // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 31 января 2014 г.): в 9ч. Ч.9 / отв. Ред. А.А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 129-131 - 0,12 п.л.