Рассматривается принцип построения портрета обучающегося на основе нейронного подхода. Задаётся описание подсистемы с помощью множеств.
The principle of construction of a portrait trained on the basis of the neural approach is considered. The description of a subsystem by means of sets is set.
Получение объективных оценок обеспечивает педагогам и работникам управления образованием надежную обратную связь, указывающую на аспекты функционирования системы и достижение поставленных целей учебного процесса. На основании серии тестов по различным дисциплинам и темам существует возможность сформировать портрет обучающегося. В свою очередь при обучении существуют цели учебного процесса и поставленные задачи, которые в свою очередь должны отражать идеальную модель обучающегося по различным критериям. Подсистема построения портрета обучающегося выполняет функцию сравнения показателей идеальной модели и реальной модели обучающегося, в итоге отражая отклонения. На рисунке 1 представлена модель нейронной сети подсистемы расчёта отклонений. На рисунке 2 представлена нейронная сеть подсистемы построения портрета обучающегося.
Подсистема построения портрета обучающегося представляет собой: N={S,W}, где S={X,A,R} - множество входных сигналов и выходных сигналов нейронов, X={xi} - вектор входных сигналов, 'xi принадлежит [0..бесконечность], A={ai} - множество выходных сигналов нейронов, принадлежность предметной области, ai принадлежит [0..1], R={ri} - вектор выходных сигналов, отвечающий за результат, ri принадлежит [0..1], W={wij} - матрица весовых коэффициентов нейронной сети, отвечающая за взаимосвязь каждого составляющего,wij принадлежит [0..1]. Входные сигналы, в данном случае это X={xi}, отражают результат проведённого тестирования [0..бесконечность], что оценивается в результате проверочных тестов. Синаптические веса во входном слое нейронной сети отображают важность каждого входного сигнала в том или ином нейроне, то есть принадлежность проведённого теста предметной области A={ai}. Далее принадлежность предметных областей полностью опирается на онтологию. Нейроны входного слоя отвечают за оценку результатов тестирования. Веса же в промежуточном слое являются прямым соответствием оценки по области знаний, за которые отвечают нейроны множества A={ai}, что касается выходного слоя нейронной сети R={ri}, то здесь значение весов определяются верхней границей иерархии онтологии. Полученный результат – это сигналы выходного слоя. Модификация идеальной модели обучающегося представлена на рисунке 3.
На основе полученных данных можно говорить о достижении целей обучения и об относительной успеваемости среди обучающихся.
Литература
Жуйков В.В. Подсистема построения портрета обучающегося в рамках системы оценки качества знаний [Текст] / В.В. Жуйков // Вестник московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования» Москва: МГПУ, Йошкар-Ола: МГУ, 2008г. №1(11) С. 198-199. – 0,2 п.л.